Введение к Корану

I. СВЯЩЕННЫЙ КОРАН И ТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ТЕКСТ

4. В виде фрагментов ниспосылавшееся, но собиравшееся воедино и сводившееся в определённом порядке с самого начала откровения.

Коран ниспосылался фрагментами (25:32), и длился этот процесс 23 года. Главы сравнительно короткие, равно как и некоторые главы побольше, обычно даровывались полностью в пределах одного откровения, тогда как большинство глав, обладающих значительною длиной, а также кое-какие маленькие главы явлены были не целиком, не сразу, но ниспосылались постепенно, в рамках процесса, длившегося много лет. Как будет продемонстрировано ниже, формирование текста происходило при этом следующим образом: если какая-либо глава ниспосылалась по частям, Святой Пророк указывал, покорный воле Господней, в каком месте следует находиться тому или иному её явленному в откровении стиху, так что расположение стихов во всякой из глав определено им самим. Позже, когда значительная часть текста уже была ниспослана, точно так же был установлен порядок глав – и сделал это тоже сам Святой Пророк, но не кто-либо иной. В одном из наиболее ранних откровений Священного Корана речь идёт о собирании его текста и о явлении его как о части замысла Божьего: «На Нас лежит собирание его и чтение его» (75:17). Так что собирание Священного Корана – то есть расположение в определённом порядке стихов его и глав – осуществлено самим Святым Пророком, ведомым Господом; поэтому мнение, согласно которому составителем Корана был либо Абу Бекр, либо Усман, ошибочно (хотя и проделали оба они значительную работу, когда занимались распространением свитков священного текста). Абу Бекр был первым, кто создал полную письменную редакцию, расположив рукописи времён Святого Пророка так, чтобы они соответствовали порядку произнесения текста Корана, принятому во времена Пророка. Что же касается сделанного Усманом, то им лишь были заказаны копии с манускрипта времён Абу Бекра; затем он предоставил эти копии в распоряжение различных центров по изучению Ислама, дабы переписчики Священного Корана могли бы следовать нормативному образцу. Текст Священного Корана, таким образом, был защищён от каких бы то ни было изменений и от порчи – точно так, как обещано это было Господом в одном из самых ранних откровений: «Несомненно, Мы ниспослали Напоминание, и Мы, несомненно, Охранитель его» (15:9). Что же касается вопроса относительно чистоты текста Священного Корана, то он рассмотрен будет во всех подробностях несколько ниже.