II. ВЕЛИЧАЙШАЯ ДУХОВНАЯ СИЛА В МИРЕ
4. Ещё две исключительные особенности.
Впрочем, удивительный результат влияния Священного Корана на мышление тех, кто первыми оказались в сфере его воздействия, как и неимеющий равных себе переворот, произведённый им повсюду в мире, а также то восхождение, которое благодаря ему, совершили многие народы, выбравшиеся из бездны полного упадка и поднявшиеся до высших ступеней цивилизации, – все эти факторы относятся к области, которая отнюдь не является единственным свидетельством неповторимости, уникальности, характеризующей Коран. Исключительны также и богатство идей Корана, и великолепие его стиля; эти два свойства, наряду с оказанным Кораном воздействием, являются тройною причиной того, что ни одно произведение не способно возвыситься до уровня Священной Книги; любое подражание тут бессильно. В сущности, ничего магически-таинственного нету во впечатлении, которое произвёл Коран. Сердца людей были привлечены величием его идей, их рациональным характером, совершенством выбранной для их представления формы; укоренившись глубоко в душе, эти идеи стали движущей силой на пути к главной жизненной цели. Все основные вопросы, что страшили человека неразрешимостью своей, предстали вдруг озарёнными вспыхнувшим ярко светом; открылся путь к дальнейшему движению, путь к совершенствованию. И потому одно из имён Священной Книги, упоминаемое в ней самой, – Аль-Бурхан, т.е. «Ясный Довод»; вне всякого сомнения, говорит это о том, что довод, аргумент, доказательство – вот оружие, которым следует завоёвывать сердце человека. К разуму, но не к чувству обращается Священный Коран, и из-за этого завоевания его столь обширны и столь прочны, что не остаётся места для тайного, не ставшего явным, для тьмы, не скрывшейся от света. Называется он также и Аль-Байан, т.е. «Объяснение»; это означает, что благодаря ему были устранены все неясности в религиозных вопросах. Сказано в Коране, что не только до состояния совершенства доведено в нём религиозное учение (5:3) и, соответственно, представлена вся совокупность тех религиозных истин, которые необходимы человеку для морального и для духовного его развития, но и что на все возражения относительно истинности своей даёт Священная Книга ответ: «Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (25:33).