Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1) ВСЯКИЙ ИЗ ФРАГМЕНТОВ СВЯЩЕННОГО КОРАНА ЗАПИСЫВАЛСЯ ВСЛЕД ЗА НИСПОСЛАНИЕМ ЕГО.

1. В Мекке существовала письменность.

Первым и наиважнейшим из обстоятельств, способствовавших сохранению текста Священного Корана, является запись каждого стиха ещё при жизни Святого Пророка и под его непосредственным наблюдением. И в Мекке, и в Медине письменность в доисламскую эпоху уже существовала, так что арабы, хоть и полагались на свою удивительно хорошую память, цепко удерживавшую тысячи поэтических строк и длиннейшие родословные, облекали, тем не менее, наиболее важные свои сочинения в письменную форму и вывешивали эти тексты в различных общественных местах, где соотечественники могли с ними ознакомиться и отдать им дань восхищения. Отсюда, к примеру, происходит название семи знаменитых од – «Аль-Саб Аль-Муаллакат», т.е. «Семь вывешенных». Это имя они получили, поскольку свитки их, действительно, были вывешены в Каабе самими авторами в период паломничества – как тексты произведений непревзойдённого поэтического совершенства; в течение какого-то времени так и оставались они там выставленными на всеобщее обозрение.

Мюир приводит свидетельства как относительно того, что письменность была известна в Мекке и в Медине, так и относительно того, что Коран действительно записывался.

«Имеются самые серьёзные основания полагать, что записи многих фрагментов, охватывающие в совокупности своей весь или почти весь текст Корана, были сделаны ещё при жизни Пророка его последователями. Письменность была, вне всякого сомнения, широко распространена в Мекке задолго до начала пророческой миссии Мухаммада. И в Медине многие из последователей Пророка занимались тем, что записывали за ним тексты посланий его и депеш. (…) Беднейшим из пленников, захваченных в битве при Бадре, свобода была предложена в обмен на то, что обучат они какое-то число жителей Медины писать. И хотя население Медины не было, в целом, столь образованно, сколь население Мекки, можно тем не менее, и там указать немало таких, что умели писать ещё до наступления эры Ислама». (Мюир, «Жизнь Мухаммада», Введение, стр. 18).