IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА
3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.
Часть за частью являлся Коран в откровениях, и длилось это долгие двадцать три года; некоторые главы дарованы были целиком, другие же нисходили в виде фрагментов, и ниспослание их занимало немало времени. Отметим тут же, что порядок, в котором сменяют друг друга стихи и главы Священной Книги (какой знают её мусульмане в наши дни), не соответствуют той очерёдности, в коей нисходили они в откровениях. Соответственно, чрезвычайную важность представляет для нас следующий вопрос: сам ли Святой Пророк определил композицию стихов и глав Корана, изменив при этом последовательность ниспослания, и – если это так – является ли знакомая нам сегодня архитектроника Священной Книги творением Пророка? Другими словами, соответствует ли (в том, что касается специфики расположения стихов и глав) современный облик Корана форме, которую придал ему Пророк? Нету ли меж ними каких-либо различий?
13. Что гласит относительно своей композиции сам Коран.
В самой Священной Книге указано, что порядок стихов её и глав определён был Святым Пророком по воле, явленной ему в Божественном откровении. Там читаем мы: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтём его, то читай его следом» (75:17, 18). Эти строки относятся к ниспосланиям наиболее ранним; со всей очевидностью явствует из них, что собирание Священного Корана, т.е. как сведение его в единое целое, так и расположение в определённом порядке частей его текста, должно было, по Божественному замыслу, осуществляться согласно воле Господней. Следовательно, строй Корана и состав, собрание его были явлены в откровении Божьем – и потому обладают происхождением тем же, что и любой стих, прочитанный Святому Пророку при ниспослании. В главе, что дарована была чуть позже цитированной выше, читаем: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твоё сердце, и Мы сложили его в добром порядке при складывании» (25:32). Таким образом, в самом Коране ясно указано, что руководимы были собиравшие и складывавшие его воедино Божественным откровением. Следует помнить, что слово джам, которое встречаем мы в приведённом выше стихе, означает не только «собирание», но и «складывание в определённом порядке», ибо не существует никакого собрания, покуда не сложено, не упорядочено оно. В цитированных строках как складывание, так и собирание описываются в качестве процессов существенно отличных от ниспослания того или иного стиха Святому Пророку; из этого надо сделать следующий вывод: предполагалось с самого начала, что стихи и главы Священного Корана не должны быть расположены в том же порядке, в каком нисходили они. Если бы в собрании следовали они друг за другом в порядке, соответствующем тому, в котором читались стих за стихом Святому Пророку, т.е. в порядке дарования их в откровении, то собирание и чтение это не описывались бы как явления совершенно различные.