Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

5) УСМАН ПОВЕЛЕЛ ПЕРЕПИСЫВАТЬ СОБРАНИЕ АБУ БЕКРА.

34. Решение Усмана сжечь все копии, сделанные частными лицами, пользовалось общей поддержкой.

Если бы осуществлённое по приказу Усмана уничтожение всех копий Корана, находившихся в руках частных лиц, являлось произволом или несправедливостью, сподвижники Святого Пророка никогда бы не примирились с этим решением. Они же, как известно, не только одобрили решение Усмана, но и охотно выполнили соответствующие распоряжения халифа. От жителей далёкой Сирии дошла до него просьба немедля сделать что-либо, дабы положить конец расхождениям в чтении, и выполнить её Усман мог лишь распространив списки Священного Корана, собранного Абу Бекром, списки, точность которых гарантировалась официально, и уничтожив все личные копии, которые, возможно, изготовлялись без должного тщания и могли содержать разночтения. Усман приянял решение своё лишь посоветовавшись с соратниками Пророка. Рассказывают, что Али сказал: «Не говорите об Усмане ничего, кроме благого, ибо во всём, что относится к уничтожению личных копий Корана, просил он у нас совета. Изрёк он , беседуя с нами: «Что вы думаете о чтении Священной Книги? Поведали мне, что одни говорят другим: «Я читаю правильнее, чем ты». Полагаю, что такие слова можно счесть еретическими». Мы спросили тогда, что, по его разумению, следует сделать с этим в связи. Он же ответил, что должным видит объединить людей единым прочтением. Мы согласились с этим всею душой» (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 16). Итак, только посоветовавшись со сподвижниками Пророка, осуществил Усман своё решение.

Говорят, что переписыванием Корана руководили двенадцать человек. Среди них были Зейд, Саид, Убайи, Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аббас и другие. По-видимому, сперва этим занимались всего четверо, но затем к ним присоединились остальные, поскольку потребовалось большее число экземпляров, чем предполагалось вначале. Из числа сподвижников Пророка, известных своим знанием Корана, Абдулла ибн Масуд был единственным, кто не входил в состав наблюдавших за его переписыванием. Причиною этого, впрочем, было отнюдь не наличие какого-либо по отношению к нему предубеждения; дело просто в том, что жил он в Куфе, расположенной в значительном отдалении от Медины. Усман приступил к действиям. лишь предварительно заручившись согласием огромного большинства соратников Пророка, а когда завершил он начатое, они одобрили сделанное им. Согласно одному из свидетельств, Мусаб ибн Сад рассказывал, что он встречался со многими из сподвижников Пророка в то время, когда Усман отдал приказ о сожжении всех частных копий Корана, и что не было среди соратников Посланника Аллаха никого, кто этого решения бы не одобрил (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 18). В сущности, опасения как самого Усмана, так и сподвижников Пророка, – о чём свидетельствуют приведённые выше слова Али – вызваны были не столько фактом существования различных прочтений, сколько возможностью образования расхождений в понимании, расхождений, вытекающих из наличия таких разночтений.