Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

5) УСМАН ПОВЕЛЕЛ ПЕРЕПИСЫВАТЬ СОБРАНИЕ АБУ БЕКРА.

33. Экземпляры Корана, изготовленные по приказанию Усмана, были точными копиями свода Абу Бекра.

Отличались ли списки Корана, сделанные по приказанию Усмана, от текста исходного собрания, составленного Зейдом во времена правления Абу Бекра? Из одного из дошедших до нас свидетельств мы узнаём, что, когда привлечено было внимание Усмана к факту существования различных прочтений, он распорядился лишь об одном: велел доставить ему свод, составленный в период правления Абу Бекра, – с тем, чтобы с этого собрания были переписаны другие экземпляры Корана, экземпляры, предназначенные для распространения. Таким образом, списки Корана, изготовленные по его приказанию, были подлинными и достоверными копиями собрания Абу Бекра, которое, как мы уже знаем, хранилось после смерти Умара у Хафсы. Зейд теперь выполнял функции одного из тех, кого призвали, дабы сделать новые копии этого свода. Для того, чтобы избежать каких-либо диалектных различий или возможных расхождений в области написания слов, Усман распорядился отдавать во всех спорных случаях предпочтение тому варианту прочтения, который соответствовал бы норме диалекта курайш. Однако до нас дошёл только один пример такого расхождения – речь идёт о случае, когда Зейд читал слово как табух, а писцы, принадлежавшие к племени курайш, предпочитали прочтение табут. Единственное различие при этом заключалось в написании последней буквы этого слова – тогда как значения его в обоих случаях были абсолютно тождественны. Тем не менее, крохотное это расхождение было признано настолько важным, что о нём сообщили Усману – дабы тот принял решение самолично. Всё это свидетельствует об одном: экземпляры Корана, переписанные и распространённые по приказанию Усмана, были точными и достоверными копиями свода Зейда, составленного в период правления Абу Бекра. Если бы между оригиналом и копиями существовали какие-либо различия, это, конечно, вышло бы на свет – либо в какой-то момент долгого правления Усмана, либо в в период правления Али, когда среди мусульман начались раздоры; ведь всё это время собрание Абу Бекра продолжало храниться у Хафсы. Убийцы халифа, не пощадившие седин окружённого всеобщим почитанием старца, не упустили бы случая сделать известным любое отклонение текста копий, изготовленных по приказанию Усмана, от текста той рукописи, что находилась у Хафсы. Но не существует никаких абсолютно сведений о том, что подобное обвинение было когда-либо брошено Усману, – хотя бы даже его убийцами.