Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2) ВСЁ, ЧТО БЫЛО ЯВЛЕНО В ОТКРОВЕНИИ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЛОСЬ В ПАМЯТИ.

6. Память арабов – надёжнейшее хранилище.

В кладовой памяти всякая часть Корана обретала своё место немедленно вслед за ниспосланием. У арабов память – это самое надёжное хранилище. Собственно, сами они на память свою полагались настолько, что с гордостью носили прозвание уммис (словом этим обозначают людей, которые не умеют ни читать, ни писать; соответственно, память выполняет у них те же функции, что у грамотных – фиксация в форме письменной). Все свои поэмы, все длинные свои родословные знали они наизусть. Есть целый ряд свидетельств тех, кто сообщают, что всякий раз, как ниспосылался какой-нибудь фрагмент Священной Книги, Святой Пророк произносил нисшедшие стихи вслух для окружающих; многие из последователей его запоминали их наизусть немедля, другие же заучивали позже, со слов услышавших непосредственно из уст Пророка. Важность, которую представлял Коран для сподвижников Пророка, невозможно объяснить тем лишь, что они видели в нём свод законов – законов нравственности и законов общества; совершенно недостаточным было для них знание одной только общей сути. Верили они в Божественное происхождение всякого слова, всякой буквы Священной Книги, и потому в любом из этих слов видели небесное сокровище, доставшееся им на земле; так что хранили они его в сокровеннейшем месте – в сердце своём. Ради него они готовы были подвергаться каким угодно гонениям, отвергать друзей, отказываться от родных, терять имущество, лишаться места своего у домашнего очага. Всякий новый стих, явленный в откровении, вдыхал в них новую жизнь. Поэтому делали они всё возможное, лишь бы ни одно ниспослание не ускользнуло от их внимания, не прошло мимо. Те из них, кто занимались торговлей или каким-нибудь ремеслом, часть дня проводили за делами своими, другую же – вместе со Святым Пророком. Жившие вдалеке от мечети ходили к Пророку по очереди. Так Умар рассказывает: «Когда ходил к Святому Пророку я, то, возвратившись, приносил я ему (своему соседу) новости этого дня относительно откровения и прочего, когда же ходил он, то он приносил новости мне» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 3:27). Были также и Асхаб ас-Суффа, которые проводили в мечети всё своё время; ни на миг не оставляла их готовность на память заучить любое новое откровение, возвещённое устами Святого Пророка.