Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2) ВСЁ, ЧТО БЫЛО ЯВЛЕНО В ОТКРОВЕНИИ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЛОСЬ В ПАМЯТИ.

7. Особое значение, придававшееся Святом Пророком изучению и преподаванию Корана.

Сам Святой Пророк величайшее внимание уделял изучению, чтению вслух и преподаванию Священного Корана. Согласно рассказу одного из современников, как-то раз «вышел Святой Пророк, а мы были в суффа (пристройке) мечети, и спросил он: «Кто бы из вас желал каждый день ходить в Батха или в Акик и приводить двух верблюдиц с большими горбами на спинах, не причиняя при этом зла ни чужому кому-нибудь, ни родственнику?» Мы отвечали: «О Посланник Аллаха, все бы мы желали такого». А он сказал тогда: «разве ни один из вас не приходит утром в мечеть и не обучает двум стихам из Книги Аллаха или не повторяет их, что лучше для него, чем две верблюдицы? А три стиха лучше, чем три верблюдицы, четыре стиха лучше, чем четыре верблюдицы; и так далее – любое число стихов лучше такого же числа верблюдиц» (Муслим, «Сахих Муслим», 6, Фадаил аль-Куран, 7). Усман сообщает: ‘Святой Пророк сказал: «Лучший из вас – тот, кто изучил Коран и обучает ему»’. Рассказывают также и такое: ‘По словам Айши, говорил Святой Пророк: «Искусные в чтении вслух Святого Корана не уступают писцам, кои почтенны и добродетельны; а тому, кто упорствует в чтении Корана, ибо не даётся ему это чтение – такому – награда двойная»’ (Муслим, «Сахих Муслим», 6, Фадаил аль-Куран, 4). Узнаём мы от Ибн Умара, что сказал Посланник Аллаха: «Никто из людей не должен вызывать зависть, кроме лишь разве двоих: один из них – тот, кому Аллах даровал Коран, и он читает его вслух денно и нощно и деяния его по учению его совершает, другой же тот, кому Аллах даровал богатство, и он тратит его денно и нощно на пути Аллаха» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 95:5). Потому-то сподвижники Пророка не только действовали согласно Корану, но и вслух его читали. Факт этот специально упоминается в рассказе об Абу Бекре, который громко читал Священный Коран во дворе дома своего, расположенного на оживлённой улице; это вызывало протесты у тех, кто не веровал, ибо, как утверждали они, Абу Бекр влиял таким образом на сознание окружающих, убеждением действуя в пользу Корана. (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 39:4).

В собраниях известий о былом содержится немало повествований (их подлинность не вызывает сомнений), из которых можно заключить, что чтение вслух Священного Корана было важной обязанностью, лежавшей на всяком из мусульман. Одна из глав «Бухари» носит название «Глава о истидхкар Корана и о его та ахуд» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 39:4), т.е. о «частом чтении Корана и об обращении к нему всё вновь и вновь». Во всех рассказах, что приводятся в этой главе, речь идёт о предписании часто читать Священный Коран вслух. Другая глава этого знаменитого собрания назывется «Обучение детей Корану» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:25); можно вспомнить ещё одну, название которой – «Превосходнейший из людей это тот, кто изучает Коран и обучает ему» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:21); здесь же приходит на память и та, что носит зазвание «Чтение Корана вслух по памяти» (Аль-Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:22). Краткости ради, здесь приводятся лишь названия глав, их достаточно, чтобы продемонстрировать, что запоминание Корана предписывал Святой Пророк всем последователям своим и что сподвижники его считали это долгом, выполнение которого являлось значительной заслугой перед религией. Соответственно, необходимо было каждому из них носить в памяти хотя бы какие-то части Священной Книги. Ведь если даже сейчас в любой мусульманской стране можно встретить тысячи людей, способных весь Коран повторить по памяти, то что же говорить об Аравии, в которой существовали своеобразные условия, в значительной мере благоприятствовавшие выполнению этой задачи. Признаёт это даже враждебно настроенный критик: «Страстные любители поэзии, не имеющие возможности записать творения своих певцов, арабы издавна взяли за обыкновение запечатлевать их – так же, как и предания о событиях в жизни родов и племён, – в сердцах своих, которые уподобить можно живой памятной книжке. Способность запоминать была, таким образом, развита до степени наивысшей; и применили её, со всем жаром пробудившегося духа, к Корану» (Мюир).