Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

4) АБУ БЕКР СОБРАЛ ПОДЛИННЫЕ РУКОПИСИ КОРАНА.

26. Следовало собрать рукописи, созданные в присутствии Пророка.

В разъяснении нуждается ещё один аспект ситуации, описанной в приведённом выше повествовании. Мы имеем в виду слова Зейда о тех великих трудностях, что, как думалось ему, встретятся на его пути, пока будет он выполнять порученное. В самом деле, по его мнению, возложенная на него задача не была бы труднее, если бы поручили ему сдвинуть гору. В чём состояли они, эти трудности? Ответ можно найти, прочитав рассказ Ибн Али Давуда. «Встал Умар и объявил, что получившие что-либо от самого Святого Пророка должны принести это (Зейду), а они (сподвижники Пророка) записывали это обычно на бумаге, и на дощечках, и на пальмовых черенках, когда жив был Святой Пророк, и ничего ни от кого не принималось, пока двое свидетелей не приносили свидетельства» (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 12). Целью этой организованной Абу Бекром собирательской деятельности являлось объединение всего, что было записано в присутствии Святого Пророка. Благодаря своду, составленному Зейдом, должны были сохраниться изначально сделанные записи; сопряжённые с подготовкой такого собрания великие трудности – вот что разумел Зейд, когда узнал, что поручена ему эта работа. Значительная часть текста Священного Корана ниспослана была в Мекке, но даже и явленное Пророку в Медине далеко не полностью находилось в распоряжении Зейда. Зейд должен был разыскивать записи, сделанные в присутствии Святого Пророка. Для выполнения этой задачи выбрали именно его, поскольку он был тем, кто записал большую часть откровения, снисшедшего в Медине, и предполагалось, что все списки у него сохранились. Но прийти к той цели, что стояла пред ним, было чрезвычайно трудно. Ему следовало отыскать все фрагменты текста, записанные непосредственно при Посланнике Аллаха, а затем расположить их в порядке, соответствующем той композиции, которой придерживались мусульмане, произносившие стихи и главы Корана (что хранился целиком в их памяти) согласно заповеданному Святым Пророком. То, что записи эти пребывали в сохранности, сомнений вызвать не может. Всё, относившееся к ниспосланиям Господним, сберегалось с величайшим тщанием. Но задача, конечно, была нелегка, и для того, чтобы выполнить её, следовало положить тяжкий труд на неустанный поиск, потому-то и сказал Зейд, отдававший себе отчёт в многосложности ждущей его работы, что не легче сделать её, чем сдвинуть гору.