Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

6) РАЗЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ.

40. Во всём мусульманском мире есть лишь один Коран.

Порою утверждают, что шииты считают Коран неполным. Ответом может быть цитата из «Жизни Мухаммада» Мюира, где затронут этот вопрос: «Если предположить, что мы обладаем подлинным текстом, подготовленным Усманом, то остаётся выяснить, действительно ли этот текст является точным воспроизведением текста Зейда, в котором лишь были унифицированы разночтения, не имевшие принципиального значения. У нас есть все основания полагать, что это так. Ни в одном из ранних и заслуживающих доверия источников не выражается каких-либо сомнений относительно сделанного Усманом – не внёс ли он, дескать, изменений в текст Корана, чтобы утвердиться в своих притязаниях. Впрочем, позднее шииты высказывали предположение, что Усман опустил какие-то суры или фрагменты, говорившие в пользу Али. Но такое не представляется вероятным. Когда по приказанию Усмана переписывали текст Священной Книги, отношения между Омейядами и Алидами ещё не были разорваны в открытую. Единству Ислама пока ничто не грозило. И, значит, не было и причины, которая могла бы заставить Усмана совершить преступление, являющееся в глазах мусульман одним из самых ужасных. Кроме того, в то время, когда шла подготовка к распространению текста Священной Книги, были живы ещё сотни людей, слышавших Коран из уст Пророка и помнивших его наизусть; да и записи фрагментов, где высказывалось бы предпочтение Али , если только такие фрагменты когда-либо существовали, должны были находиться у его многочисленных приверженцев. Оба эти источника – устный и письменный – позволили бы разоблачить любую попытку опустить что-либо. Далее, партия Али, сразу после смерти Усмана, приобрела полную независимость и сделала Али халифом. Можно ли полагать, что, получив, таким образом, власть, они бы и далее терпели существование урезанного текста Корана, причём урезанного специально для того, чтобы помешать притязаниям их лидера? Однако, как нам известно, они продолжали использовать тот же текст Корана, что и их противники, и никаких абсолютно возражений против этого не возникало».

В связи с этим я хотел бы привести несколько слов из «Тафсир Сафи»; они принадлежат Мулле Мусину, стороннику шиизма, автору комментария к Священному Корану: «Некоторые представители нашего движения и движения Хашвия утверждали, что текст Корана подвергся искажениям и что некоторые места были опущены. Но друзья наши искренне верят, что это не так, и в большинстве своём верующие разделяют такое мнение. Ибо Коран – чудо Святого Пророка, источник всех знаний, на которых зиждутся законодательство и религиозные установления. Просвещённые мусульмане сделали всё возможное, дабы сберечь Священный Коран, и потому нет ничего в его тексте, что было бы им неизвестно, будь то точки, соответствующие гласным, или же правила чтения его, или его буквы, или его стихи. Зная, какие меры были приняты для сохранения Корана, зная, с какою преданностью оберегали Священную Книгу (мусульмане), способен ли кто полагать, что изменения текста или потеря части его могли бы, и в самом деле, иметь место!» (стр. 14).

Учёный автор далее добавляет: «Нет сомнений в том, что Коран был собран и составлен при жизни Святого Пророка, его текст дошёл до нас, ни в чём не претерпев изменения. Доказательством является тот факт, что даже при жизни Святого Пророка Коран читался и заучивался наизусть полностью, и существовала группа сподвижников Пророка, чьим долгом было запоминание Корана наизусть. Точно так же, целиком, читался Коран Святому Пророку (ангелом)».