IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА
4) АБУ БЕКР СОБРАЛ ПОДЛИННЫЕ РУКОПИСИ КОРАНА.
25. Свод записей был необходим, чтобы дополнить хранимое в памяти.
Свидетельство, что приведено выше, помогает подтвердить фактами целый ряд положений. Во-первых, благодаря ему мы узнаём, что Коран в целостности своей хранился в кладовых памяти чтецов, которые выучили его ещё при жизни Святого Пророка. Пока чтецы эти были живы, опасности не существовало; но если б погибли они в боях, тогда бы реальной стала угроза утраты каких-то фрагментов Священного Корана, ибо не были ещё к тому времени воедино сведены записи его различных глав и стихов. Во-вторых, явствует из цитированного в предыдущей главе сообщения, что собирание Корана, имевшее место при жизни Абу Бекра, должно было выполнять функции лишь дополнительные по отношению к сохранению его в памяти. Опасений за будущее Умар преисполнился, когда понял, что многие чтецы Корана могут костьми полечь в будущих битвах, – подобно тому, как произошло это в сражении при Ямаме, где пало большое число их. Память, конечно, была хранилищем надёжным – но лишь покуда в живых пребывали те, что в сокровищнице её собрали текст Священной Книги, выученной наизусть, с их смертью утеряно было бы собрание это навеки. В-третьих, из рассказа Зейда ибн Сабита следует, что к тому времени, когда Абу Бекр принялся за собирание свитков Корана, за сведение Священной Книги воедино в письменной форме, ничто из явленного Пророку не было утеряно и, кроме того, живы были ещё многие чтецы, наизусть помнившие всё ниспосланное. Итак, подводя итоги, отметим, что из повествования, о котором идёт сейчас речь, вытекает следующее: весь Коран в целости и сохранности пребывал в памяти чтецов, и Умар хотел составить письменный текст лишь для того, чтобы существовал он в дополнение к этому в памяти хранящемуся собранию.
Теперь мы должны объяснить слова Абу Бекра, сказавшего, что не может он сделать то, чего не сделал Святой Пророк. Умар, обратившись к Абу Бекру, говорил не о собирании Корана как таковом, но о подготовке свода его в письменной форме. Священный Коран (полный текст, состоящий из расположенных в идеальном порядке глав и стихов) хранился уже в надёжнейшем из убежищ, в людской памяти, но не были пока собраны записи разных фрагментов Священной Книги, не были сведены они в определённой последовательности. Умар попросил Абу Бекра составить собрание этих записей, а этого Святой Пророк, действительно, никогда не делал, и потому Абу Бекр сперва отказался. Но просьба Умара основана была на рассуждении здравом и убедительном. Сам Святой Пророк следил ведь и за тем, и за другим: по его воле всякое откровение как записывалось, так и заучивалось. Именно это убедило Абу Бекра в правильности предложения Умара и в разумности его.