IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА
4) АБУ БЕКР СОБРАЛ ПОДЛИННЫЕ РУКОПИСИ КОРАНА.
27. Приказания Абу Бекра.
Целый ряд соображений приводит к совершенно определённому и однозначному выводу: поручение, данное Зейду, предполагало сбор и расположение в определённой последовательности тех первых записей разных стихов и сур, которые сделаны были в присутствии Святого Пророка. В намерениях Абу Бекра и Умара входила отнюдь не подготовка Зейдом тома, который был бы попросту записью слов чтецов, произносивших наизусть текст Священной Книги. Потому-то и пользуются – всякий раз, как речь ведётся об этой задаче, – словом «собирание» (по-арабски – «джам«), но не «размещение» или «составление». Тут также кроется причина того, что первым распоряжением, которое Абу Бекр дал Зейду, было «разыскивать Коран и собирать его», нетрудно догадаться, что «разыскивать» следовало именно записи. Если бы Умар добивался лишь сведения в пределах одного тома того текста Священной Книги, который наизусть произносили курра, вполне удовлетворительная (с точки зрения точности) письменная версия Корана могла бы быть подготовлена следующим образом: Зейд записал бы все стихи под диктовку нескольких собравшихся чтецов, а затем передал бы свой манускрипт на одобрение сподвижникам Пророка. Но целью Умара (и это отражено в приказаниях, отданных Абу Бекром) являлось собирание тех рукописей, что созданы были сообразно указаниям самого Святого Пророка; точность текста, благодаря этому, гарантировалась вдвойне.