Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

4) АБУ БЕКР СОБРАЛ ПОДЛИННЫЕ РУКОПИСИ КОРАНА.

28. После проведённого повсюду поиска Зейд собрал изначальные записи.

Далее говорится, что Зейд, и в самом деле, последовал по этому пути убедившись в правоте Абу Бекра и Умара, содеял он, по собственному свидетельству, следующее: «Принялся я тогда за поиски Корана; я собирал его строки, записанные на пальмовых листьях, и на каменных табличках, и в сердцах людских, до тех пор, пока не нашёл я заключительных стихов суры, названной «Отречение» (также зовётся – «Покаяние»), которые хранились у Абу Хузеймы Ансари, и убедился я, что нет никого другого, у кого бы хранились эти строки» (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 65:9, 20). Из этого следует, что две задачи стояли пред Зейдом: должен он был найти рукописи и собрать их в единую книгу. Однако при сведении списков в пределах одного тома следовало придерживаться определённой архитектроники стихов и глав, так как сами записи были найдены у разных людей и не содержали никаких указаний относительно взаимного своего расположения. Зейд вынужден был обратиться к чтецам Корана с целью уточнения композиции – и в этой именно связи упоминаются «сердца людей» в приведённом выше свидетельстве. Воистину, собирание рукописей в единую книгу не могло бы осуществиться без помощи хранителей устной версии. Именно поэтому Умар настаивал на том, чтобы собирание текстов было начато как можно скорее, пока ещё живы были многие чтецы Корана; по той же причине упоминает и Зейд о том, что во время собирания текстов приходилось ему обращаться к памяти людской – т.е. «к сердцам людей», как у него сказано. Это вовсе не значит, что в некоторых случаях Зейд искал записи глав Корана, а в других полагался лишь на память чтецов, ибо, если бы полагал он, что может довериться полностью их памяти в отношении какой-то части откровения, не было бы нужды искать записей и остальных частей, – и потому весь Коран легко можно было бы записать под диктовку тех, кто помнил его наизусть.