Введение к Корану

I. СВЯЩЕННЫЙ КОРАН И ТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ТЕКСТ

8. Общие представления о принятой композиции.

Подробный анализ того порядка, в котором следуют одна за другой главы Корана, показывает насколько справедливы замечания, приведённые выше; для того, чтобы убедиться в этом самостоятельно, читателю следует обратится к предваряющим всякую главу, в некоторых изданиях Корана, авторитетным вводным статьям, содержащим такой анализ. Сжатую характеристику, впрочем, можно дать и здесь. Открывает Священную Книгу краткая мекканская глава, что в семи небольших стихах содержит сущность всего Корана; эта глава учит молитве, которую полагают прекраснейшей из молитв какой бы то ни было религии. Молитва эта перед человеком ставит наивысший из доступных ему идеалов. Если вводная глава есть сама квинтэссенция Корана и если величайший идеал человеку указан в этой главе, то и всё начало Книги построено на основании подхода, который говорит о поистине научной природе лежащего в основе этого принципа; так, вторая глава открывается чётким определением задач и целей. Четыре главы, следующие непосредственно за вводной, были все явлены в мединском откровении; в этих главах (а текст их составляет более одной пятой всего текста Корана) речь, весьма подробно, идёт о догматах Ислама, причём сравнивается учение мусульман с теми, что существовали раньше т.е., прежде всего, с доктринами иудаизма и христианства, которые понимаются как своего рода модели религиозного заблуждения: первая – поскольку слишком акцентирует она относящееся к внешнему ритуалу и недостаточно выделяет принадлежащее к области духа, вторая же – потому что полностью отрицает она закон, полагаясь исключительно на веру в Христа. Четыре эти главы содержат большую часть исламских установлений, относящихся к личной, домашней и общественной жизни человека. К самым длинным мекканским главам принадлежат две следующие; в первой из них подробно излагается учение о Единстве Господнем, во второй же – о природе пророчества. Рассказ о сущности пророческой миссии ведётся в этой, последней среди перечисленных, главе с помощью примеров из истории некоторых наиболее известных пророков. За двумя этими главами следуют две мединские; уместность их в общем контексте определяется тем, что показана в них участь противящихся Истине, явленной Пророку: в первой из этих глав – в главе 8–ой – речь идёт о разгроме врагов Ислама в битве при Бадре, во второй же – в главе 9–ой – об окончательном их поражении. Затем идёт группа, образованная семью мекканскими главами (так называемая группа Алиф Лам Ра); там говорится об истинности откровений, явленных Пророку, и приводятся в доказательство этой истинности свидетельства внутренние (т.е. лежащие в самих ниспосланных речениях), свидетельства, что заключены в особенностях человеческой натуры, свидетельства, которые можно почерпнуть из истории тех пророков, чьи миссии осуществились ранее, и свидетельства природы, внешнего мира. Потом следует группа из пяти мекканских глав; во всех пяти повествуется о том величии, которого суждено достичь Исламу, причём в главе 17–ой особо идёт речь об истории иудеев, в главах 18–ой и 19–ой – об истории и об учении христиан, в главе 20–ой – об истории Моисея, а в главе 21–ой – об истории пророков в целом и о спасении их. Далее идут ещё две мекканские главы; в первой из них показано, что восторжествовать должно дело Пророка, хотя и потребуются ради победы Истины, огромные жертвы от правоверных, вторая же помогает увидеть, что та основа, на которой покоится величие народа мусульман, имеет характер не материальный, но моральный. Мединская глава – 24–я – вводится затем, дабы со всей очевидностью продемонстрировать, что пророчества мекканских откровений осуществились в создании мусульманского царства и в распространении духовного света Ислама. 25–я глава снова относится к ниспосланному в Мекке; она показывает (как свидетельствует её название), что различие меж правдою и ложью, установить которое должен был Священный Коран, можно продемонстрировать на примере жизни самих соратников Святого Пророка. Потом вводятся ещё три мекканские главы (так называемая группа Та Син); в них – предсказание окончательного торжества Святого Пророка, причём особо в этой связи упоминается торжество Моисея, одержавшего победу над могучими врагами народа Израиля. Затем следует группа из четырёх мекканских глав, группа, известная под названием Алиф Лам Мим; в ней показано, как состояние слабости и полной беззащитности, в котором пребывала тогда община мусульман, изменится уже в ближайшем будущем. Затем снова вводится мединская глава (это глава 33–я), и рассказывается в ней о том, как объединённые силы врагов Ислама не смогли сокрушить эту религию в Битве союзников. Предельная простота, непритязательность Святого Пророка в личной жизни, в домашнем обиходе представлена там, дабы продемонстрировать, насколько равнодушно относился он к богатству, царской власти или другим соблазнам мира сего; и было так – несмотря на то, что правил тогда он Аравией, несмотря на то, что стал он уже – и навек! – образцом для людей всех времён и народов (ведь даже нужда в пророках иных отпала после окончания миссии его). Особо подчёркивается в этой главе, что лишь недальновидные и недоброжелательные находили, в чём упрекнуть того, чья жизнь была исполнена такой простоты и чистоты беспримерной. Потом идёт группа, образованная шестью мекканскими главами; там показано, что судьбы наций, расцвет и падение их, зависят от деяний самих народов, от того, добра или зла исполнены их поступки. Очевидным становится их этих глав и следующее: народы, достигшие величия, сохранить это привилегированное положение своё смогут, лишь если не будет в сердцах их неблагодарности за ниспосланные им милости. Идущая затем группа из семи мекканских глав известна под названием Ха Мим. В ней акцентируется факт неизбежного преодоления истиною всякого противоборства и утверждается, что нету в мире посюстороннем такой силы – какими бы ресурсами в действительности нашей бренной ни располагала она, – которая могла бы уничтожить Правду. Следующая группа образована тремя мединсками главами; в 47–ой, ниспосланной в первый год хиджры, утверждается, что у тех, кто приняли истину, поведанную Пророку, вскоре всё изменится к лучшему, – хоть и тяжко пока им приходится. В главе 48–ой, относящейся к шестому году хиджры, самым ясным и несомненным образом предсказывается конечное торжество Ислама над всеми религиями мира. Последняя глава в этой группе, дарованная в откровении Святому Пророку уже на склоне его дней, как долг предписывает мусульманам относиться друг к другу с почтением. Затем идёт группа, состоящая из семи мекканских глав (гл. 50–56); там повествуется о великом духовном пробуждении, причиною которого – Священный Коран. Потом следует последняя группа мединских откровений; она состоит из десяти глав (с 57–ой по 66–ую), содержание которых представляет собой дополнение к сказанному в предшествующих мединских главах. Последние две главы, входящие в эту группу, 65–я и 66–я, дополняют, безусловно, главу вторую, «Аль-Бакарах»; посвящены они вопросам развода и временного раздельного проживания супругов. Затем идут сорок восемь коротких мекканских глав, в которых говорится о том, как достичь величия могут люди и народы, следующие за Истиной, что поведана в Священном Коране; повествуют эти главы и о поражении уготованном тем, кто Истину отвергает. Завершается Священная Книга кратким, но ясным утверждением Единства Божьего в главе 112–ой; последние две главы учат человека прибегать к защите Господней от всякого зла.