Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2) ВСЁ, ЧТО БЫЛО ЯВЛЕНО В ОТКРОВЕНИИ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЛОСЬ В ПАМЯТИ.

10. Введение ограничений на чтение Корана вслух.

Стремление удержать Священную Книгу в памяти и постоянно читать её наизусть было, собственно говоря, настолько велико, что пришлось Святому Пророку ввести определённые ограничения относительно числа дней, которое должно соответствовать прочтению полного текста Корана. Согласно одному хадису, Пророк, отвечая на вопрос о том, сколько времени должно занимать чтение всего Корана, определил этот период в тридцать дней (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:34). Деление Корана на тридцать частей основано, по-видимому. на этом именно указании. В том же хадисе далее повествуется, что наикратчайший срок был установлен равным семи дням. Утверждают, что одному из своих сподвижников, успевавшему каждую ночь вслух прочитать текст Корана с начала до конца, велел Пророк на каждое такое прочтение отводить не менее семи дней; делать же это за одну лишь ночь было ему запрещено (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:34). Собственно говоря, ведь именно Пророком сами был разделён весь Святой Коран на семь манзилей (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 39), что на практике предполагает запрет завершать чтение Корана меньше, чем за семь суток. По словам Ибн Масуда, Святой Пророк сказал: «Читайте Коран за семь дней и не читайте его за срок, что короче трёх дней» (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 83). В другом месте сообщается, что по словам Айши, «Святой Пророк обычно не оканчивал чтения Корана быстрее, чем за три дня» (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 83). Все эти сведения с полной определённостью свидетельствуют о том, что соратники Святого Пророка соперничали друг с другом в области частого произнесения текста Корана. Собственно, настолько распространённым стало чтение вслух, что пришлось прибегнуть к мерам запретительного характера с целью прекратить чрезмерно быстрое проговаривание слов Священной Книги. Вытекает, со всей очевидностью, из этих сообщений также и следующее: многие из сподвижников Пророка помнили наизусть весь Коран целиком – иначе речь не могла бы идти о завершении чтения его за тот или иной промежуток времени. Произнесение же текста Священной Книги именно по памяти явствует из того, что имело место это чтение вслух по ночам.