Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2) ВСЁ, ЧТО БЫЛО ЯВЛЕНО В ОТКРОВЕНИИ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЛОСЬ В ПАМЯТИ.

11. О тех, кто знали весь Коран наизусть.

Подтверждение этих выводов можно найти во многих заслуживающих доверия сообщениях, согласно которым среди соратников Пророка было немало таких, кто весь Коран могли рассказать наизусть. Называли этих людей курра (множественное число от карри), т.е. «чтецами»; о них известно, что весь Коран запечатлели они в памяти своей. Согласно объяснению, которое содержится в «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари» Ибн Хаджара Аскалани, слово курра значит «люди, славные тем, что помнят они Коран наизусть и других ему обучают». Конечно, словом этим также обозначают обладающих глубоким знанием Корана. Семьдесят курра были вероломно убиты в Бир Мауна племенем неверных (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 64:30). Столь значительное число их, умерщвлённых ещё при жизни Святого Пророка, показывает, что меж соратниками его таких, как они, были сотни. В главе под названием «Курра среди сподвижников Святого Пророка» рассказано в «Бухари» несколько историй. В первой из них повествуется, что Абдалла, сын Амра (который, как нам уже известно, весь Коран помнил наизусть), заметил как-то в беседе об Абдалле ибн Масуде: ‘Всегда я буду любить его, ибо слышал, как сказал Святой Пророк: «Изучайте Коран у четверых, у Абдаллы ибн Масуда, у Салима, у Муаза и у Убайи ибн Каба»’. Разумеется это не означало, что все остальные сподвижники Пророка не были способны обучать Священному Корану; не следует понимать эти слова и так, будто никто из соратников Пророка, кроме названных четверых, не помнил текста Корана полностью. Собственно говоря, ведь для того, чтобы быть хорошим учителем Корана, одного лишь умения читать Священную Книгу наизусть было недостаточно. Совершенно необходимым было тут глубокое понимание Корана – равно и как серьёзно знание его. Судя по всему, четыре имени были избраны, поскольку обладатели их постоянно стремились к тому, чтобы каждое новое откровение узнавать от непосредственно от Святого Пророка. Об одном из них, об Абдалле ибн Масуде, сообщают, что сам говорил он порою, будто более семидесяти глав Священной Книги слышал непосредственно из уст Святого Пророка (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 44:8). Из иных свидетельств мы узнаём, что много было и других у Пророка сподвижников, которые весь текст Корана смогли бы рассказать наизусть.

Абу Бекр, например, чьё имя в приведённом высказывании Пророка не упоминается, на память знал Коран целиком; это установленный факт. Абу Бекра, а не кого иного кого-нибудь, назначил Святой Пророк на смертном одре своём руководителем коллективной молитвы. Как отмечали мы выше, в достоверных источниках специально указывается, что тот, кого ставили руководить молитвами, всегда являлся человеком, в области знания Корана не уступавшим никому. Если же случалось так, что одинаково хорошо знали Коран несколько человек (например, когда все они полный текст помнили наизусть), то применялись и другие испытания. Напомним теперь, что имелись, вне всякого сомнения, среди соратников Пророка люди, которые могли полный текст Корана рассказать по памяти. И потому Абу Бекр, если б не знал он всей Священной Книги наизусть, никак не мог бы быть назначен предстоятелем на молитве. Отсюда следует, что и Абу Бекр тоже мог целиком прочитать Коран, полагаясь лишь на свою память. Точно также и Абдалла ибн Умар в памяти своей хранил весь Коран; каждую ночь читал он его до конца наизусть, покуда не распорядился Пророк, чтобы каждое такое прочтение текста Священной Книги длилось не меньше месяца (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 30:38). В сущности, многие современники Святого Пророка, как известно нам из сохранившихся сведений, все стихи Корана могли произнести по памяти; были среди них четыре халифа (Абу Бекр, Умар, Усман и Али), были достославные сподвижники Пророка (Талха, Сад, Ибн Масуд, Салим, Абу Хурайра и др.), были и женщины, чьи имена – Айша, Хафса и Умм Салама. Некоторые ансары, как сообщается. тоже знали весь текст Священной Книги наизусть. Не надо, впрочем, думать, что лишь те, чьи имена дошли до наших времён, были чтецами Корана. Семьдесят курра пали жертвами вероломства ещё при жизни Святого Пророка, и такое же примерно число погибло в битве при Ямаме через несколько месяцев после его смерти.