Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.

17. Никаких изменений не было внесено ни Усманом, ни кем-либо иным.

Если стихи были расположены не в том порядке, в каком являлись они в откровении, то само собою напрашивается следующий вопрос: отличалось ли это расположение от принятого ныне в мусульманском мире? Ответ тут надо дать отрицательный. Последовательность стихов в том варианте Корана, который распространён сейчас повсеместно, очерёдности ниспослания их не соответствует; значит, если во всей истории Корана не найти и следа хоть какого бы то ни было вмешательства, не встретить признака и ничтожнейшего изменения, внесённого когда-либо в композицию стихов Священной Книги, то вывод (совершенно определённый и окончательный) может быть сделан только один: нынешнее расположение точно соответствует тому образцу, который принят был Святым Пророком. Отметим теперь, что всеми – даже наиболее предубеждёнными критиками Ислама – признаётся совершенно неоспоримым следующий факт: ни в чём не менялся текст Корана (ни одно слово, ни одна буква его; ни порядок его стихов, ни последовательность глав) со времён Усмана, третьего халифа. Те копии Корана, которыми располагаем мы сейчас, являются, несомненно, точными подобиями – достоверными и подлинными во всех отношениях – копий, сделанных по велению Усмана; следовательно, чтобы доказать, что в наши дни общераспространена композиция стихов и глав, ничем не отличающаяся от той, которая была принята Святым Пророком, следует лишь продемонстрировать идентичность очерёдности элементов текста в собрании Усмана порядку оригинала. Нетрудно убедиться, что в то время, когда собрание это составлялось, не было у Усмана никаких оснований для изменения чётко установленной последовательности, которой продолжали придерживаться сподвижники Святого Пророка. Мы показали уже, что самим Пророком признавалась архитектоника, отнюдь не зависящая от хронологии ниспослания, и что таким же принципом – как при изучении, так и при проповеди Священной Книги – руководствовались его сподвижники. Показать же, что Усман от установленной ими очерёдности отказался, было бы совершенно невозможно, ибо полностью отсутствуют свидетельства в пользу такого предположения. Когда началось при Усмане изготовление свитков Корана по собранию Абу Бекра, тысячи соратников Пророка были ещё живы, так что не удалось бы незамеченным ни одно изменение в порядке стихов. Более того, отнюдь не Усман был непосредственным руководителем работы по подготовке копий – миссия эта возложена была на нескольких наиболее известных сподвижников Пророка, прославленных своим знанием Священной Книги; ни об одном из них нельзя сказать, что была у него хоть какая-нибудь причина изменить существовавшую в то время композицию. Ни о каких новшествах, введённых тогда в расположение стихов, не рассказывают нам и исторические источники. Никто и никогда – ни представители какого-либо течения в Исламе, ни частные лица – не обвиняли Усмана в том, что он исказил очерёдность стихов в главах Священного Корана. Собственно, единственное обвинение, выдвинутое против него, заключается в том, что он наложил запрет на некоторые «чтения» (варианты); природа этого обвинения будет описана несколько ниже. Что же касается каких-либо изменений в последовательности стихов, то об этом не упоминается нигде – ни в сообщениях вполне достоверных, ни в тех, подлинность которых вызывает сомнения.