IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА
3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.
18. Нынешняя композиция Корана не отличается от принятой Пророком – свидетельства положительного характера.
Выше мы привели доказательства того, что за всю историю Корана не найти и одного случая, когда порядок стихов был бы искажён – хотя бы в наималейшей степени. Наряду с этими доказательствами через отрицание, имеются и свидетельства характера положительного; они позволяют прийти к тому же выводу. Найти такого рода свидетельства можно в различных повествованиях, достоверность которых сомнений не вызывает, вернее – в сделанных по разным поводам замечаниям, что в этих повествованиях упоминаются. Бухари, к примеру, рассказывает следующее: ‘Святой Пророк сказал: «Кто прочтёт как-нибудь ночью последние два стиха из главы «Бакара», для него их достаточно»’ (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 64:12). Это показывает как то, что Святой Пророк сам соблюдал порядок, который он возвестил своим соратникам, так и то, что все они принимали одну и ту же последовательность; ибо если бы это было не так, не мог бы сказать он о каких-то двух стихах, что они суть «последние два стиха» некой главы. Приведённая Бухари история служит неопровержимым доказательством наличия общеизвестного и определённого места для всякого стиха в соответствующей главе; и ни один из чтецов Корана не мог этого места изменить. Кроме того, из рассказов Бухари следует, что стихи, оканчивающие вторую главу сейчас, завершили её и во времена Святого Пророка, а это означает, что композиция текста. знакомая нам по копиям Корана, используемым в настоящее время, не отличается от строя Священной Книги, который признавал сам Пророк. Для подтверждения тут стоит вспомнить другое известие, в котором приведены последние стихи второй главы; они совершенно тождественны заключительным – т.е. двести восемьдесят пятому и двести восемьдесят шестому – стихам этой главы в том её варианте, в каком известна она нам сейчас. Согласно другому хадису, Святой Пророк сказал своим последователям читать «первые десять стихов» главы, называющейся «Пещера», в случае появления Антихриста (Абу Давуд, «Китаб аль-Сунан», 36:13). Если б порядок стихов не был установлен, то и слова эти о «первых десяти стихах» не значили бы абсолютно ничего – поскольку никакие конкретные десять стихов им бы не соответствовали. В ином сообщении упоминаются – в такой же связи – последние десять стихов этой главы (Абу Давуд, «Китаб аль-Сунан», 36:13). В третьем источнике речь идёт о десяти стихах, завершающих «Аль-Имран», третью главу, которую вслух читал Пророк, совершая свои молитвы табаджуд (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 66:3, 19). Все эти хадисы – как и многие другие – демонстрируют с полной очевидностью, что расположение стихов внутри глав было осуществлено самим Пророком. Композиция эта была совершенно такою же, что принятая сейчас и определяющая строение текста в любом современном издании Священного Корана, – ведь во всём мусульманском мире иной какой-нибудь порядок попросту не существует.