Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.

15. Если бы не был общеизвестен порядок стихов, невозможно бы было запоминать Коран наизусть.

Настолько нелепым – даже на первый взгляд! – представляется заявление, согласно которому отсутствовал какой-либо определённый порядок расположения отдельных стихов, ниспосланных в разное время, что и возражения оно едва ли заслуживает. Да как же возможно было заучить Священную Книгу на память, если б не была установлена очерёдность, в которой следуют эти стихи читать? Какая последовательность принята была в разных свитках? Неужели композиция текста в каждой из сделанных на заре Ислама записей Корана была совершенно своеобразной, не встречающейся ни в одной другой копии? И, таким образом, всякий, кто знал хоть какой-нибудь фрагмент Священной Книги – а какую-то часть её помнил любой из сподвижников Пророка, – придерживался порядка, никем более не принятого? Свидетельствует ли что-либо в пользу утверждений такого рода? Означают ли они, что каждый из тех, кто вслух произносил Коран, тоже читал его стихи в очерёдности, ни у кого более не встречающейся? И как, в таком случае, поступали руководившие коллективной молитвой? Какую последовательность выбирали они? Да возможно ли это, чтобы книга, которую множество верующих заучивали наизусть, которую тысячи людей регулярно читали вслух, существовала в форме столь хаотической?

Даже если бы не было никаких иных доказательств того, что расположены стихи, из которых состоят главы Священной Книги, в порядке однозначно определённом, сам факт запоминания Корана сподвижниками Пророка послужил бы свидетельством вполне достаточном, чтобы сделать подобный вывод. Многие главы Корана состоят более чем из ста стихов, и никто – если бы не были эти стихи подчинены принципу строгой упорядоченности – не смог бы целиком заучить любую такую главу наизусть. Достаточно взять все возможные комбинации хотя бы лишь сотни стихов – и мы убедимся, что из ста тысяч людей не нашлось бы двоих, могущих прийти к одной и той же последовательности. Не существовало бы тогда одного-единственного Корана, которому учились бы друг у друга сподвижники Пророка, но был бы у каждого свой собственный Коран, и никто бы не был уверен в правильности того, что читает его собрат. Более того, из источников, достоверность которых никаких сомнений не вызывает, мы узнаём, что если кто-либо делал ошибку или пропускал какой-нибудь стих, произнося по памяти во время молитвы строки Священной Книги, то тот или иной из слушавших поправлял его или напоминал ему забытый стих. Понятно, что было бы это совершенно невозможно, если бы не был всеми принят один и тот же строй всякой главы. Собственно говоря, в случае отсутствия некой заданной композиции нельзя было бы вообще выучить наизусть весь Коран или какую-либо его часть.