Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.

20. Талиф Ибн Масуд.

Относительно предположения о том, что некоторые из соратников Пророка признавали какой-то иной порядок расположения глав, следует со всей определённостью сказать, что является оно ошибочным. Наиболее известное из этих «иных» сочетаний прозывается «Талиф Ибн Масуд», т.е. «Соединение Ибн Масуда». Дело с ним обстоит несложно: тут всё объясняется тем, что Святой Пророк порой сочленял некоторые главы покороче в своих молитвах тахаджуд, и такое их сопряжение особенно полюбилось Ибн Масуду. Только не следует здесь забывать, что во время молитв всякий был волен – как волен каждый мусульманин и поныне – произносить любую часть Корана по своему выбору. Об этой свободе ведётся специально речь в хадисе, где утверждается, что вслед за «Фатихой», чтение котрой обязательно при каждом ракате молитвы, можно произносить какую угодно часть Корана (Абу давуд, «Китаб аль-Сунан», 2:134). Точно так же, в пределах одного раката позволено читать две главы (в первых двух ракатах обычной молитвы) или большее их число, и порою для произнесения в молитвах такие главы сплетаются воедино. К примеру, в своих молитвах тахаджуд Святой Пророк читал иногда по двадцать глав, восемнадцать из которых относились к группе муфассал, т.е. кратких глав, находящихся в заключительной части Корана и вводимых носящей название «Каф» (гл. 50), тогда как две оставшиеся – это «Ха Мимы», т.е. главы, начинающиеся с «Ха Мим». Таким образом в каждом ракате произносилось в этих случаях по две главы (в первых двух ракатах обычной молитвы и во всех ракатах молитвы месяца рамадан таравих. – Koran1.ru), причём большее число ракатов равно было десяти (в молитве таравих – Koran1.ru). Созданное Святым Пророком своеобычное сочетание, которое сохранилось и дошло до нас благодаря Ибн Масуду, носит, соответственно название «Талиф Ибн Масуд», что значит «Соединение Ибн Масуда». Конечно, это сочленение глав не имеет ничего общего с порядком расположения их в Священной Книге и образцом служит оно далеко не всегда. Собственно, исключительно в силу отличия своего от композиции сур, изначально принятой, не было это сплетение глав позабыто; упоминают о «Соединении Ибн Масуда» лишь из-за своеобразия его. Даже во время коллективных молений та последовательность сур, которая характеризует текст Корана, соблюдалась отнюдь не всегда. Как-то раз Святой Пророк произнёс четвёртую главу в первом ракате, а третью – во втором, и сведения об этом дошли до наших дней как раз потому, что имело место отступление от общепринятой очерёдности (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 36). Подобных случаев засвидетельствовано немало. Рассказывают, например, что Пророк обычно произносил в первом ракате тридцать вторую главу, а во втором – семьдесят шестую, когда совершал по пятницам утренние молитвы (Бухари, «Аль-Джами аль-Муснад аль-Сахих», 11:10). В другом хадисе повествуется о человеке, которому особенно нравилась сто двенадцатая глава Корана; он читал её в каждом ракате молитвы, произнося вслед за нею какую-нибудь другую суру, избранную по своему желанию, и Пророк против этого не возражал (Тирмизи, «Аль-Джами», 43:11). Поэтому так называемый «Талиф Ибн Масуд» никакого отношения к порядку, в котором расположены главы Корана, не имеет.