Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.

21. Собрания, составленные Убайи и Али.

Убайи ибн Каб и Али – так звали двух других, о ком говорят, что следовали они в расположении глав Корана образцу, отличающемуся от общепринятого. Что касается первого из них, то от рассмотрения его случая отказаться следует немедля, поскольку не существует никаких сколь-либо серьёзных свидетельств признания им правильным порядка сур иного, чем известное нам ныне. Единственное, что о нём, в данной связи, известно, это определение им места для главы четвёртой перед главою третьей. Если никакой другой разницы между композицией, принимаемой им, и той, которая характеризует текст повсеместно распространённый, нет, то несовпадение это следует признать несущественным; ошибка, судя по всему, объясняется тем, что Святой Пророк сам (мы уже указывали это, когда вели речь об Ибн Масуде) как-то раз произнёс четвёртую главу перед третьей в одной из своих молитв. Что же касается Али, то о нём говорят, что в собрании своём расположил он коранические главы в той очерёдности, в которой нисходили они; сообщается также о том, что не мог обрести он покоя после смерти Святого Пророка, пока не свёл воедино Священную Книгу, составив её так, чтобы суры следовали друг за другом в хронологическом порядке. Относительно подлинности этих сведений высказывались сомнения, поскольку таким образом построенный текст Корана следующим поколениям в наследство передан не был, – хотя и правил Али как халиф непосредственно вслед за Усманом. Кроме того, сам Али, как гласит одно из дошедших до нас свидетельств, утверждал, что «величайшим из людей – в том, что относится к собиранию текста Корана, – был Абу Бекр; он первый человек, составивший Коран» (Ибн Хаджар Аскалани, «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих Бухари», т. IX, стр. 10). Кроме того, Убайи и Али входили в число тех, под чьим руководством изготовлялись копии Корана во времена Усмана; это решительно свидетельствует в пользу точки зрения, согласно которой известный ныне порядок глав считали они правильным.