Введение к Корану

IIII. ЧИСТОТА КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

3) КОМПОЗИЦИЯ СТИХОВ И ГЛАВ ОПРЕДЕЛЕНА БЫЛА САМИМ ПРОРОКОМ.

22. Почему «Бисмиллах» не открывает главу девятую.

Позволительно, в связи с рассмотрением порядка глав, упомянуть ещё один хадис. Ибн Аббас повествует: ‘Я сказал Усману: «Какова была причина того, что поместил ты «аль-Анфаль» (главу восьмую) против «аль-Бараа» (главы девятой. Зовётся также – «ат-Тауба»), хоть и не начертаны были тобою меж ними слова «Бисмиллаха», причислив их этим к тому же разряду, что и семь длинных сур?» Усман ответил: «В обычае было у Святого Пророка, когда открывалось ему много глав, посылать – всякий раз, когда нисходила какая-либо часть какой-либо суры, – за кем-нибудь из своих писцов и говорить ему, чтобы вписал он явленные стихи в главу, где речь ведётся о таких-то и таких-то вещах. Так вот, «аль-Анфаль» – из сур, дарованных в Медине в раннюю ещё пору, тогда как «аль-Бараа» принадлежит к последним среди ниспосланных глав, гласят же эти суры о предмете одном и том же. Поэтому и решил я, что «аль-Бараа» есть часть «аль-Анфаль», но Святой Пророк умер, и не сказал он нам ясно, что это и в самом деле так»‘ (Абу Давуд, «Китаб аль-Сунан», 2:123). Из этого сообщения – где ни в коей мере не утверждается, что порядок глав устанавливался по воле Усмана – несомненным становится следующее: Святой Пророк, и никто иной, определял последовательность сур. Рассказ Ибн Аббаса свидетельствует о том, что Пророк – во всех случаях, кроме того, о котором поведал Усман, – «ясно» указывал своим сотоварищам, какое место данный стих должен занимать в той или иной главе или какое место отводится данной главе в целостности Священной Книги. Демонстрирует приведённое повествование и то, что доминирующую роль в композиции отводил Святой Пророк тематическому принципу. В ситуации, о которой нам стало известно из рассказа Усмана, не было Пророком с полною ясностью указано, что «Бараа» является продолжением «Анфаль», и потому сочли их двумя разными главами – хотя и не открывается (в отличие от всех остальных глав) словами «Бисмиллаха» сура «Бараа», а такое ведь ещё более правдоподобным делает предположение, что были стихи суры девятой ниспосланы, дабы завершить предшествующую главу. История эта, известная нам со слов Ибн Аббаса, свидетельствует лишь об одном: о том, сколь скрупулёзно точны были сподвижники Пророка, когда исполняли его указания.